ИНДИКАТОРЫ БОРТОВЫХ СИСТЕМ

§ 1. ИНДИКАЦИЯ ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПРИ ПОСАДКЕ

Для управления современным самолетом летчику необходима разнообразная информация о параметрах движения самолета, ра­боте двигателей, систем оборудования и др. Совершенствование са­молетов и расширение их летно-технических возможностей приво­дит к увеличению объема необходимой информации. В связи с этим на самолет нужно устанавливать все большее количество приборов.

Ые говоря уже о том, что размеры приборных досок ограничива­ют число приборов, устанавливаемых на них, необходимо учиты­вать, что возможности летчика по восприятию и переработке ин­формации также ограничены. Увеличение скорости полета умень­шает время, которым располагает летчик для этих операций, что еще сильнее снижает его возможности. Это особенно существенно проявляется на этапе захода на посадку, когда дефицит времени наиболее ощутим.

Использование пилотажных систем с командными приборами освобождает летчика от необходимости наблюдать и анализировать показания нескольких приборов и вырабатывать на этой основе решения по управлению самолетом. Применение автоматических систем управления, кроме того, разгружает его от непосредствен­ного управления самолетом. Все это позволяет летчику уделять больше внимания контролю за параметрами движения самолета. Однако это не единственный метод облегчения работы летчика по восприятию и переработке информации.

Важное значение имеет то, как и в каком виде выдается эта информация. Не имея возможности подробно остановиться на этой важной и интересной проблеме, в целом выходящей за рамки нашей книги, рассмотрим некоторые вопросы выдачи информации применительно к индикаторам пилотажных систем.

При заходе на посадку по командным стрелкам летчик должен систематически контролировать положение самолета относительно плоскости горизонта. Поэтому вполне естественно, что командный пилотажный прибор представляет собой комбинированный прибор, в котором, кроме командных стрелок, имеется указатель дистанци­онного авиагоризонта (центральной гировертикали) и указатель скольжения.

Как правило, на командных пилотажных приборах дополнитель­но выдается информация об отклонении самолета от равносигналь­ных зон КРМ и ГРМ или от заданной траектории в горизонталь­ной и вертикальной плоскостях. При пилотировании по такому прибору летчику нет необходимости пользоваться приборами ПСП. В некоторых командных пилотажных приборах имеются указатели отклонения скорости от заданного значения и индексы-указатели радиовысотомера, имитирующие положение ВПП относительно са­молета. В таком случае на одном приборе оказывается сосредото­ченной значительная часть информации, необходимой летчику на заключительном этапе захода на посадку.

Комбинирование показаний нескольких приборов в одном ока­зывается весьма полезным для выдачи летчику комплексной ин­формации о положении самолета в горизонтальной плоскости. По­этому в состав пилотажной навигационной системы входит также навигационный прибор, иногда называемый индикатором положе­ния самолета в горизонтальной плоскости *.

В навигационный прибор входят указатель компаса (курсовой системы), индикаторы курсового и глиссадного радиоприемников (ПСП) и различные задатчики. В некоторых случаях они включа­ют в себя указатели радиокомпасов, азимута всенаправленных ра­диомаяков, указатели дальности до маяка «Свод» («Такая»).

Пилотирование по командным стрелкам требует от летчика кон­центрации внимания на командном пилотажном приборе. Разуме­ется, это уменьшает объем внимания, уделяемого другим при­борам.

По-иному обстоит дело при использовании так называемых па — равизуальных индикаторов.

Идея применения этих индикаторов основывается на способ­ности человеческого глаза замечать движущееся изображение не только в том случае, когда оно находится в направлении взгляда, но и тогда, когда оно находится в стороне, выше или ниже направ­ления взгляда. Благодаря периферическому зрению летчик, наблю­дая за показаниями приборов, установленных на приборной доске, замечает движение паравизуальных индикаторов, которые могут быть расположены вне ее.

Применение паравизуальных индикаторов помогает решать еще одну проблему: переход от полета по приборам к визуальному по­лету в сложных метеоусловиях. Как известно, такой переход (как и обратный — от визуального полета к полету по приборам) тре — [31] бует от летчика определенного времени. При этом после перехода на визуальный полет летчик, наблюдающий за положением само­лета через стекло кабины, не имеет возможности наблюдать за показаниями приборов, расположенных на приборной доске. Меж­ду тем он по-прежнему нуждается в информации о скорости, вы­соте и других параметрах полета. Поэтому при заходе на посадку и взлете скорость и высоту летчику подсказывает штурман или другой член экипажа.

Этим объясняется большой размах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально но­вых индикаторов, обеспечивающих отображение необходимой при­борной информации на переднее стекло кабины или на специаль­ный экран, расположенный перед этим стеклом.

В дальнейшем такой способ отображения информации будем сокращенно называть индикацией на стекле, а эти устрой­ства — индикаторами на стекле.

Объем параметров, индицируемых на стекле, весьма значи­телен. Помимо изображения искусственного горизонта, индициру­ется командная информация от вычислителей пилотажной системы, информация о положении самолета относительно равносигнальных курсо-глиосадных зон, скорость и высота полета, а в некоторых слу­чаях курс самолета, вертикальная скорость и сигнальная ин­формация.

Важной особенностью индикации на стекле является коллима­ция 1 изображения, благодаря чему оно представляется удаленным в бесконечность. При этом отпадает необходимость в приспособле­нии (аккомодации) глаз летчика при переходе на визуальный по­лет по наземным ориентирам.

Большой интерес представляет разработка устройств для вы­дачи летчику изображения ВПП. Такое изображение является весь­ма ценным дополнением к уже перечисленной выше информации, выдаваемой индикаторами на стекле.

Для получения изображения ВПП может, например, использо­ваться бортовой радиолокатор и 8—>12 радиолокационных маяков, устанавливаемых по обе стороны ВПП. На экране радиолокатора наземные маяки имеют вид ярких точек, напоминающих посадоч­ные огни. Благодаря коллимации изображения создается картина, подобная той, которую видел бы летчик при заходе на посадку ночью в хороших метеоусловиях.

Устройства индикации на стекле заменяют летчику командный пилотажный прибор, имея в условиях низких посадочных миниму­мов большие преимущества перед ним.

Весьма плодотворным оказывается подобный метод комплекси — рования и для навигационной информации. Для этой цели исполь­зуются электронно-оптические индикаторы навигационной обста­новки с движущимися картами. Они дают летчику наглядную [32]

ИНДИКАТОРЫ БОРТОВЫХ СИСТЕМ

Рис. 5.1. Показания авиагоризонтов с различными системами индикации при левой восходящей спирали

картину положения самолета в горизонтальной плоскости. Рас — ттотреиие этих устройств, предназначенных главным образом для использования на режимах маршрутного полета, не входит в нашу задачу. Укажем лишь, что в ближайшее время они найдут широкое распространение на самолетах гражданской авиации.